Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Крестный ход

Путь на Голгофу

Поскольку новая вера набирала последователей преимущественно в крупных городах вроде Рима, Иерусалима и Константинополя, где был не один, а несколько христианских храмов, то в большие церковные праздники службу проводил епископ, переходя вместе с верующими из храма в храм. Так сложилась практика стационального богослужения (разновидность богослужения, связанная с процессиями), проводилось оно с особой торжественностью. Особенно в городе паломников — Иерусалиме, где весь путь Иисуса Христа на Голгофу — подкреплялся «историческими реалиями» и был расписан по этапам или «остановкам». Именно тогда процессию и стал возглавлять священник с большим крестом. Крест, который более ранние христиане воспринимали как орудие смерти, превратился в символ поклонения. На каждой «остановке» священнослужитель читал соответствующие молитвы, от кадильниц подымался дымок, толпы паломников следовали за главным лицом с горящими свечами, пальмовыми ветвями и иконами — почти как сегодня. Первоначально эти хождения были приурочены к Вербному воскресенью, Страстной пятнице, Святой субботе и Светлому Христову Воскресению. Постепенно практика торжественных христианских шествий распространилась со Страстной недели и Пасхи на другие большие праздники. А в Константинополе шествия были связаны с общегородскими молениями в дни возможных эпидемий, которые с завидной регулярностью случались в городе в начале августа. Именно тогда из царской сокровищницы выносили Древо Честного Креста и проносили его по улицам, молясь о спасении Константинополя от мора. Аналогичный праздник с соответствующими обрядами и крёстным ходом перетёк из православного Константинополя и в православный Киев, но в Киеве он был связан не с моровыми поветриями, а с августовским крещением Руси.

15.00

О крестном ходе рассказывает епископ Обуховский Иона (Черепанов):

— Никаких сложностей или препятствий передвижению крестного хода не было — по ходу следования к Владимирской горке нигде мы не видели протестующих. Приняты все меры безопасности — везде отряды нацгвардии, полиции, порядок обеспечен полностью. Повсюду стояли бочки с питьевой водой, дежурили бригады скорой помощи. Поскольку все собрались на Владимирской горке задолго до объявленного начала молебна, люди пели молитвы — «Богородице Дево», «Отче наш». Прибытие чудотворных икон верующие также встречали аплодисментами — как в Псалтири сказано -«придите руками восплещим». Молитвы пели до часу дня, а затем начался молебен и прямая трансляция.

Шесть дней, пять ночей

Это самый протяженный крёстный ход в России — паломники идут шесть дней и пять ночей более 150 километров по бездорожью. Но крестноходцы знают, что даже несколько шажков — жертва Богу и святителю Николаю, и святой точно не оставит их, поможет в делах и в скорбях утешит. Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над тем, зачем он пришёл в этот мир. Следствием этого становится его стремление не только к профессиональному совершенствованию, но и к духовному становлению. Именно в момент пересечения линий умственного развития и духовного становления мы соединяем в себе земное и небесное, плотское и духовное — это и есть крёстная ноша каждого из нас. Святителя и чудотворца Николая в христианском мире почитают даже среди иноверцев. Около 17 веков прошло после его блаженной кончины, но не ослабла народная любовь к нему на Руси. Десятки тысяч храмов посвящены Николаю Мирликийскому, написано множество икон с изображением святого, и среди них особо почитаемы чудотворные образы. Первый Никольский храм воздвигнут над могилой первого русского князя-христианина Аскольда. В этом храме крещён равноапостольный князь Владимир — будущий креститель Руси. Обретение Великорецкого образа Николая Чудотворца «в лето мироздания 6891 от воплощения Бога Слова» явилось событием поистине знаковым. В 1555 году царь Иван IV в первый раз запросил образ в Москву. Первая встреча с иконой произошла у стен Николо-Угрешского монастыря, её встречал брат царя Юрий Васильевич. Сам государь принял образ у стен Симонова монастыря. Именно из иноков Симонова монастыря стали впоследствии патриархами Иов, Иосиф. Митрополит Макарий встречал икону у Флоровских врат Кремля. В тот год началось строительство памятника в честь Казанской победы — собора Покрова на Рву, или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов был освящён в честь Великорецкой иконы. В ознаменование этой великой победы в праздник Рождества Николая Чудотворца 29 июля (11 августа по новому стилю) сюда совершается крёстный ход из Успенского собора Кремля. Икона пребывала в Первопрестольной больше года. Второй раз образ был принесён в Москву в 1614 году, после Великой смуты. Царь Михаил Фёдорович утвердил статус иконы как всероссийской святыни, Богом данной «роду христианскому во всех странах, градех и весях». В 1668 году по благословению патриарха Никона первый архиепископ Вятский и Велико-пермский Александр своим указом установил день празднования Великорецкой иконы 24 мая (б июня по новому стилю). Изначально крёстный ход проходил по рекам Вятке и Великой. В 1778 году епископ Вятский Лаврентий издал указ об учреждении сухопутного пути. С того времени маршрут не меняется и по сей день.

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Внутри и снаружи

Впрочем, процессией (в западном христианстве) или крёстным ходом (в православии) считается вообще любое массовое движение верующих во время молитвы и литургии. И не все хождения с крестом проходят за пределами храмов, хотя мы привыкли именно их называть крёстным ходом. На многие церковные праздники процессия движется только внутри самой церкви или вокруг неё, причём (после реформы Никона) в православии — против хода часовой стрелки. Выход за пределы храма во многих случаях был связан не с ритуалами, а с вполне утилитарными целями: круговое движение большой массы верующих в маленьком храме попросту невозможно, вот священники и выводили свою паству «прогуляться» на свежий воздух. Батюшки и не догадывались, что в точности следуют древнему канону: в раннем Средневековье крёстные ходы предваряли православную литургию. Впрочем, в те времена церковные таинства совершались внутри храма, а ходить толпой с иконами и читать молитвы верующие могли и без сопровождения священников. Но после установлений Юстиниана Великого простым прихожанам стало невозможно самостоятельно молиться вне церковных стен — только под руководством священников. И если прежде во время «поветрий» паства просто отправлялась помолиться к источникам воды, то теперь такую вольность запретили. Любое перемещение с крестом, хоругвями, иконами, кадилами и свечами стало священнодействием. И никак иначе.

Виды крестного хода

Крестный ход бывает:

  • внутри храма — в конце утрени Крестопоклонной недели, Происхождения честных древ и Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня. Разновидностью крестного хода внутри храма можно считать литию и даже, с некоторой натяжкой, полиелей, каждение всего храма, великий и малые входы, молебны, совершение таинств/треб, схождение всех певцов обоих хоров на совместное пение катавасий и др.,
  • вокруг и возле храма — в Вербное воскресение («хождение на осля́ти»), в страстную субботу с плащаницей, на пасхальной заутрени, после Литургии каждый день светлой седмицы, во все воскресные дни до отдания Пасхи, в дни престольных и других больших праздников, когда позволяет погода,
  • из храма в храм или из села в село — при освящении храма, в праздники в честь особо почитаемых святых и икон (например, многодневный паломнический Великорецкий крестный ход), с молениями у разрушенных/строящихся храмов, по местам чудесных явлений и знаменательных событий,
  • для освящения воды источников, рек и озёр — в сочельник и в сам день Крещения Господня, а также в Живоносный Источник (Светлый пято́к), в Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня,
  • погребальный с покойником на кладбище,
  • в связи с конкретными жизненными обстоятельствами — может не иметь постоянных дат (начало и конец сельскохозяйственных работ, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и др.). Например, если крестный ход проводится на молебне о ниспослании дождя, тогда шествие направляется из храма на поле. Бывают крестные ходы в зонах каких-либо техногенных катастроф и боевых действий,
  • крестный ход, приуроченный к какому-либо государственному празднику или событию. В 2013 году в Санкт-Петербурге родилась идея организации «межконфессионального» и «светского» крестного хода в День народного единства 4 ноября. «Так как праздник 4 ноября — государственный, крестный ход — межконфессиональный», — заявил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко),
  • миссионерский крестный ход,
  • паломничества, когда группа православных туристов во главе со священником совершают поездку, во время которой ежедневно произносятся проповеди, молитвы, песнопения, с участием в общественных богослужениях (часто с Причащением),
  • крестный ход с требованиями к властям — демонстрация (Кровавое воскресенье (1905), или «Стояние за веру»),
  • крестный ход по домам прихожан — колядование,
  • детский познавательный и спортивно-оздоровительный — крестный поход на природу.

Главное – чтобы никто не пострадал!

Представители МВД, со своей стороны, к нововведениям относятся философски — исполнять его им всё равно придётся.

Валерий Горелых

— Наша задача, как сотрудников полиции — следить за тем, чтобы и те, кто придёт на мероприятие, и журналисты, и люди, которые просто проходят мимо, не пострадали. Поэтому я считаю, что запреты, содержащиеся в законе, вполне обоснованы. Например, запрет приходить на акции с закрытыми лицами. Если, допустим, кто-нибудь бросит кусок асфальта или зажжёт файер, как мы сможем найти виновного, если и он сам, и все вокруг, будут в масках? — поясняет руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых. — Никто не собирается посягать на права граждан, но если у кого-то есть претензии по поводу закона, их нужно направлять законодателю, а не полиции. Лично мне кажется, что ничего страшного в этих изменениях нет, а резкие высказывания по поводу закона — это чистой воды популизм. Было бы уместнее, если бы его критики отчитались перед народом, сколько, к примеру, новых детских садов они построили за время своего депутатства.

Впрочем, практически все опрошенные сошлись во мнении — закон действительно даёт широкие возможности для произвола властей. Какие мероприятия и где именно будут разрешены, на кого станут налагаться огромные штрафы и т.д. — на все эти вопросы в тексте изменений нет ответа, и потому остаётся лишь ждать первых результатов правоприменительной практики.

Ксения Кириллова

12.50

Протоиерей Георгий Гуляев шутит: все же в детстве играли в игру «волк ловит яйца». Так что ловить яйца, летящие в участников хода, тоже можно — главное корзинками запастись.

А вообще, говорит отец Георгий, бросаться пасхальными яйцами — это традиция, существующая на Донбассе. Поэтому не надо обижаться на тех, кто их в нас бросает, а даже наоборот — отвечать бросающим пасхальным приветствием.

Рассказывает протоиерей Николай Данилевич:

«Крестный ход зашел на Горку. Люди начали аплодировать! Очень необычная реакция, абсолютно спонтанная!Скандируют «Сла-ва-Бо-гу!» Не уверен, но послышались возгласы: «Мо-лод-цы!» Кто-то: «Браво!» Крестоходцы поклонились хоругвями Блаженнейшему и отходят в сторону. Блаженнейший подошел и поклонился Почаевской и Святогорской иконе, которые шли в Крестном ходе. Подошли к памятнику св. кн. Владимиру. Блаженнейший запел «Богородице Дево, радуйся!», все подхватили. Несколько раз. Потом «Отче наш!» Это молебен еще формально не начался. Все стоят и поют!
Теперь «Достойно есть!»

Блаженнейший говорит: «Мы собрались, чтобы помолиться, чтобы в стране воцарился мир». Благодарит крестоходцев. Приветствует двух девочек — Маргариту, которая пришла из Святогорской Лавры, и Феодотию из города Дубно, которые пришли с Востока и Запада соответственно. Маргарите исполняется сегодня 11 лет. Блаженнейший поздравляет девочку с Днем рождения. Люди поют «Многая лета!»
Кто-то из батюшек, слышу, рядом со мной своему собрату:
— Ты свой День рождения так не сможешь праздновать!
— Да, это многого стоит, — отвечает с улыбкой тот.

Фото: Фейсбук протоиерея Николая Данилевича

Право на митинг vs право на мирную жизнь

Евгений Артюх

— Я не вижу проблем в связи с его принятием. Речь идёт об урегулировании данных отношений, только и всего, — считает депутат Областной думы, член фракции «Единая Россия» и «Народного фронта» Евгений Артюх. — Мы признаём права людей, желающих собираться на массовые мероприятия, но нужно учитывать и права на мирную жизнь тех, кто не ходит на митинги. Массовые акции — это часто перекрытие улиц, по которым едут машины обычных граждан, везущие, например, детей в школу. Закон же направлен на гармоничное регулирование прав всех категорий людей. Что касается штрафов, то в Германии, например, они гораздо больше, чем в России. Более того, закон предусматривает создание так называемых «гайдпарков» — специальных мест для проведения митингов. Ничего репрессивного я в этих мерах не вижу.

По мнению депутата, все запреты нового закона вполне разумны, однако и он признал — основанием для митинга теперь служит разрешение органов власти, а не уведомление желающих.

— Однако в большом городе, где существуют такие пробки на дорогах, без этого и не обойтись. Да, право на свободу собраний закреплено в Конституции, но она, хоть и является актом прямого действия, всё же нуждается в дальнейшем нормотворчестве, в детализации её с помощью закона. Порядок проведения митингов действительно стал разрешительным, но вряд ли это повлечёт за собой существенное нарушение прав граждан, — считает Евгений Артюх.

11.20

Заместитель начальника отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич рассказал корреспонденту «Правмира», что полиция и другие силовые структуры обеспечивают порядок. По его словам, во время вчерашних событий, когда верующие шли с Бориспольской трассы, их встречали очень агрессивные люди, которых сдерживали полиция и национальная гвардия. Если бы не силовики, были бы не только летящие в иконы яйца, но и бойня.

«Если вы не любите нас, «московских попов», то кидайте яйца в нас, но не в икону же!», — негодует отец Николай.

В районе проведения крестного хода в центре Киева присутствует начальник украинской полиции Хатия Деканоидзе.

Пройдя металлоискатели, верующие поднимаются на Владимирскую горку:

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Свадьба – пикет или митинг?

Обеспокоенность в связи с новыми правилами выразил и другой член «Справедливой России», депутат Таганского района Москвы юрист Илья Свиридов.

— Новый закон о митингах, к сожалению, теперь будет действовать в отношении любых относительно крупных скоплений людей. Относительно – потому что право определения, что некоторое количество человек, собравшихся в одном месте по какому-либо поводу, являются публичным мероприятием, будет принадлежать правоохранительным органам, то есть – конкретным людям в форме. Поэтому надо читать закон, и учиться согласовывать с властями любые уличные мероприятия, — считает депутат.

Действительно, согласно закону № 54-ФЗ: «Публичное мероприятие — это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений», то есть под данное определение может попасть самый широкий спектр акций.

— В частности, при обсуждении нового закона о митингах на думском профильном комитете, депутат Д. Гудков метко подметил, что его свадьба, которая запланирована на июль, наверняка будет признана публичным мероприятием, так как соберет много политиков и оппозиционеров. Поэтому он заранее будет ее согласовывать с властями, — продолжает Илья Свиридов. — Кроме свадеб, празднеств и фестивалей, к публичным мероприятиям, похоже, будут отнесены и религиозные обряды. В частности, уличные молебны и крестные ходы вполне могут быть расценены как «митинг» и «шествие» соответственно. И если на них не будет получено разрешение, то на организатора (скорее всего, на РПЦ — как общественную организацию) может быть наложен штраф — от 70 до 200 тысяч рублей. Если же «виновным» посчитают конкретного батюшку, то штраф гуманнее — от 20 до 30 тысяч рублей. А если, не дай Бог, во время крестного хода будет «создана помеха движению пешеходов», то штраф могут выписать уже более серьезный — батюшке от 30 до 50 тысяч, РПЦ — от 250 до 500 тысяч рублей.

Федеральный закон передает право определения порядка согласования публичных мероприятий властям субъектов Федерации. В Москве, к примеру, действует Закон города Москвы № 10 от 4 апреля 2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Согласно ст. 2 этого закона, для проведения законного публичного мероприятия нужно подавать заявление в орган исполнительной власти, не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты мероприятия. Если количество предполагаемых участников не превышает 5 000 человек, то заявка подается в префектуру соответствующего округа. Если превышает — то уже в Правительство Москвы, — разъясняет депутат.

Вообще же я лично считаю, что это — абсурд, и очередной пример непрофессионализма «законодателей», которые однозначно должны были определить, что религиозные мероприятия, связанные с отправлением культа, не подпадают под действие нового закона. Теперь же вопросы духовной жизни россиян фактически переданы в ведение мирских властей, что является явным нарушением конституционного права на свободу вероисповедания, закрепленного 28 статьей Конституции РФ, — подчёркивает Свиридов.

Жертва Богу

К 600-летию обретения чудотворного образа Великорецкому крёстному ходу был придан статус всероссийского. Поначалу кресноходцев собиралось не более 200, а обратно возвращались и того меньше. Ходили не с иконой Николы Велико-рецкого, а с крестом из Троицкой церкви села Макарье, потом с крестом из храма Серафима Саровского, и только с 1996 года — с иконой. Число крестноходцев с каждым годом увеличивается. В жизнь многих из них Великорецкий крёстный ход вошёл так прочно, что они приходят сюда уже семьями. Нигде так отчаянно не молятся, как на Великорецком крестном ходу. На шесть дней словно попадаешь в иной мир: идёт православное воинство, славит Христа и Николая Чудотворца, молится за Россию и о спасении души. Лёгких крёстных ходов не бывает. Испытания начинаются уже с первых шагов. Палящее солнце, плавящее асфальт; сильнейший ливень, превращающий дороги в непроходимые хляби; утренние заморозки, а то и снег — Христову воинству все нипочём. Рассказывают, что самому старшему из участников крёстного хода было за 90, а самому младшему — девять месяцев. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам Великорецкого крёстного хода, заметил, что когда верующие стоят в храме на богослужении 2-3 часа, иногда дольше, отдают ему физические силы и время, то это хотя бы маленькая жертва Богу. Благодаря таким крёстным ходам, как Великорецкий, Отечество наше все ещё остаётся одним из островков духовности на планете Земля. Россия есть подножие Престола Господнего. Пока она будет существовать на карте мира как суверенное православное государство, не иссякнет и вера истинная — православие.

Метки: Загадки истории, церковь, православие, паломничество, село, икона, Николай Чудотворец, Киров, крёстный ход, Великорецкое

Рейтинги

Рейтинги

  • 15.06.2020
  • 2975

Какой лучше выбрать водяной полотенцесушитель: рейтинг производителей

Виды полотенцесушителей водяных: какой лучше выбрать, рейтинг производителей и обзор моделей. Преимущества и недостатки сушилок для полотенец. Особенности и правила монтажа.

Рейтинги

  • 14.05.2020
  • 3217

Рейтинг лучших проводных наушников 2020 года

Самые лучшие проводные наушники по рейтингу на 2019 год. Краткий обзор популярных устройств, предназначенных для самых различных целей. Плюсы и минусы бюджетных гаджетов.

Рейтинги

  • 14.08.2019
  • 2574

Рейтинг лучших мобильных телефонов для игр

Рейтинг лучших мобильных телефонов для игр и интернета. Особенности выбора геймерского смартфона. Основные технические характеристики, частота CPU, количество памяти, графический ускоритель.

Рейтинги

  • 16.06.2018
  • 846

В советское время

После выхода в начале 1918 года декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» на крестноходцев начались гонения. В 1920-е годы Троицкий кафедральный собор, где хранилась икона, оказался в руках обновленцев, а в 1935 году он был взорван. Образ бесследно исчез. Но крёстный ход продолжался, несмотря на запреты. Люди шли и несли иконы Николая Чудотворца. Многие подверглись репрессиям. Но и тогда люди отправлялись в это «секретное странствие», как называли этот крёстный ход в народе. И со временем власти стали закрывать глаза на «творимые безобразия». В 1959 году вышло официальное запрещение крёстного хода. Паломников отлавливали, избивали дубинками. Но в апреле 1978 года епископом Вятским и Слободским Хрисанфом крёстный ход был воссоздан в его былом величии. Город Слободской ещё известен тем, что 100 лет назад от привезённой сюда со Святой горы иконы Богородицы «В скорбех и печалех утешение» произошло множество чудесных исцелений. В благодарность слободчане изготовили колокола для русского Андреевского скита. Августовские события 1991 года дали возможность возродить древнейшую православную традицию русского народа. Если в год 1000-летия крещения Руси было разрешено пройти крёстным ходом лишь семь вёрст от села Чудиново до Великорецкого, то с 1992 года Великорецкий крёстный ход идёт своим историческим путём. Плавно распахиваются двери, и на улицу выплывает церковная процессия. Позлащенные облачения священников вспыхивают и гаснут. Вторя им, сверкают и переливаются золотые кресты, древки хоругвей, оклады икон. Позолоченные луковицы куполов выпрашивают у неба последние милости. Процессия напоминает огромную реку, несущую свои воды в бурное житейское море. Все нарастающий звон колоколов — россыпи звуков, рассыпаемые с колокольни щедрой рукой звонарей, — провожает многотысячную толпу со свечами в руках. Похожая на огромное скопление светлячков, она плавно растекается, семеня за пастырями.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации