Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 1

Искусство, способное оживить дерево

Как выбрать краску для раскрашивания деревянных заготовок

После грунтовки деревянную поверхность можно разрисовать красками. Самой простой в использовании считается акриловая, долговечной — масляная, прозрачной — акварельная.

Акрил и масло

Более подходящей краски для росписи дерева, чем акриловая, найти невозможно. Она хорошо разводится водой, а после высыхания создает защитную пленку и становится стойкой к воздействию воды. Для росписи дерева желательно купить художественную акриловую краску марки: «Акрил-Арт», «Деколор», перламутровая «Хамелеон».

Плюсы и минусы

разводится водой;
моментально высыхает;
свежий ошибочный мазок можно удалить водой;
создает устойчивую к влаге защитную пленку;
рисунок не растрескивается.

перед росписью поверхность нужно загрунтовать акриловой грунтовкой;
при высыхании цвет темнеет на полтона;
быстро высыхает и не оставляет времени для подрисовки.

Масляная краска — самая долговечная и надежная. Для росписи деревянных предметов лучше купить набор для художественной живописи. Популярные марки: «Мастер-Класс», «Сонет», «Роса», «Ладога». Разбавляют масляные краски льняным маслом (медленно сохнет) или растворителем, пиненом (быстро сохнет). В качестве грунта можно использовать матовый лак.

Плюсы и минусы

богатая цветовая палитра;
возможность на протяжении длительного времени вносить корректировки в рисунок;
при высыхании не меняет цвет;
создает защитную водоотталкивающую пленку.

медленно высыхает;
после высыхания краску удалить с поверхности проблематично.

Акварельная роспись

Акварель — это прозрачные краски, которые изготавливаются без примеси белил и разводятся водой. Они выпускаются в жидкой, твердой, мягкой форме. Есть еще пастообразная акварель. Для росписи дерева подойдут жидкие акварельные краски, правда, их купить бывает сложно. Профессионалы разводят акварель дистиллированной водой.

Лучшие производители акварельных красок: «Невская палитра», «Сонет», Winsor And Newton.  Деревянное изделие перед применением акварели не грунтуют лаком или в качестве грунтовки используют клей ПВА, разбавленный водой. Техника разрисовки напоминает лессировку: мокрой кисточкой делают один мазок по поверхности и ждут, когда краска подсохнет. Потом наносят второй акварельный слой (не больше трех слоев).

Плюсы и минусы

дешевизна краски;
прозрачность;
богатая гамма цветов;
простая техника.

слишком грубый слой может расслоиться;
краска моментально проникает в поры дерева, отчего невозможно исправить ошибку.

Художественная гуашь

Разрисовать деревянные предметы можно с помощью гуаши под названием «художественная». Детская или школьная для этой работы не подойдет. Нужна именно художественная гуашь, на этикетке может быть слово «люкс» или «премиум». Изготовляют такие краски фирмы: «Мастер-класс», «Сонет», «Цветик», «Аква колор», «Спектр», «Гамма». Есть еще гуашь со спецэффектами: флуоресцентная, перламутровая, золотистая, серебряная, бронзовая.

Краска растворяется водой и наносится на дерево тонким слоем. Высыхает гуашь от 30 минут до 3 часов. Изображение получается слегка белесым (бело-бледным) из-за примеси белил.

Плюсы и минусы

дешевизна краски;
простота в применении;
богатая палитра;
разводится водой.

при высыхании цвета выбеливаются;
высохший рисунок светлее влажного;
толстый слой краски может потрескаться.

Анилиновые

Краски на основании анилина (бактерицидное и ядовитое синтетическое вещество), в основном, применяют в текстильной промышленности для окрашивания тканей. У них есть один существенный минус — быстро выгорают на солнце. Анилиновые краски прозрачные, хорошо разводятся водой. Они похожи на акварель, только более насыщенные по цвету.

Плюсы и минусы

прозрачность;
богатая цветовая гамма;
насыщенный цвет.

в процессе рисования растекается по поверхности;
по одному месту нельзя проводить кисточкой дважды;
подсохший слой быстро выцветает на солнце;
рисунок портится под воздействием влаги.

Появление росписи

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобождённой от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

Ход НОД:

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель. «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо: здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Воспитатель. Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (воспитатель достает заготовки из конверта).

Какими же узорами нам их расписать? Есть одна

замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу.

«На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).

Дети садятся за столы.

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:

Это городецкая роспись.

Как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

Дети рассматривают иллюстрации городецкихмастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?

Воспитатель. Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.

1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

2. Посмотреть влево — вправо.

3. Хлопать ресницами часто-часто.

4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.

Объяснение воспитателем хода выполнения работы

Воспитатель: сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Воспитатель: Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Воспитатель. Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.

Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.

У кошечки нашей десять котят (покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята постукиваем соответствующими

по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать.

Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.

Приступают к рисованию.

Первым наносится подмалёвок — розан, купавка, листья.

Затем в той же очерёдности наносят тенёвку.

Заканчиваем роспись нанесением оживки на цветы и листочки.

Воспитатель. Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?

Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?

Дети отвечают.

История возникновения пучужской живописи

Этот вид росписи берет свое начало в селе Пучуга, которое расположено на реке Двина Архангельской области. Именно сюда съезжались люди, которые мечтали о душевном покое и жизни по «своим» правилам. Осевшие поляки и старообрядцы активно занимались переписью и написанием книг. Но, самое главное, что в этот труд они вносили частичку своей души. Их руками были не просто переписаны, а оформлены и украшены и многие письмена. Благодаря их творчеству, на страницах появились иллюстрации, расписные заглавные буквы, а так же виньетки, которые обрамляли написанный текст. Несколько позже мастера перенесли искусство с бумаги на дерево. Таким образом возникла традиция украшения домашней утвари.

Особенности пучужской росписи

В основе пучужской росписи по дереву лежит яркий рисунок, в котором преобладает красный оттенок. Он был выбран как основной, основываясь не только на эстетических показателях. Данный цвет нес в себе и практическое назначение. При ежедневной эксплуатации древесина подвергалась температурным и механическим нагрузкам, а так же открыто взаимодействовала с водой. Это приводило к тому, что рисунок частично стирался и терял внешний вид. Чтобы как можно дольше сохранить нарядность изделиям, узор выполнялся в ярких, контрастных тонах. Даже утрачивая первоначальную насыщенность, он оставался заметным.

Пучужская роспись — это уникальный вид искусства, который был создан в древней Руси. Статья рассказывает про историю её возникновения и особенности создания узора.

Нельзя не учесть, что село Пучуга находится на севере. В этом краю преобладают мрачные, холодные цвета. Красочный летний орнамент на предметах быта создавал уют и привносил тепло в жизнь людей, которым так не хватало солнечного света.
Его характерной особенностью являются сложные и простые флористические узоры и орнаменты.


Элементы Пучужской росписи

В основном картинка складывается из изображения растительности: листьев, цветов, побегов; реже туда вписывают сказочных птиц. Отдельное, особенное место занимаю картины с бытовыми и жанровыми сценами. В первую очередь наносят изображения всадников, а так же повозки и сани, на которых катятся люди.

Пучужский вид оформления выполняется на белом фоне. Искусствоведы считают, что этот принцип пошел от привычки рисовать на бумаге. Общий рисунок дополняют сочные зеленые листочки и белые капли. Редко применяется синий оттенок. На полотне выделяется широкая черная обводка.

До нашего времени сохранилось мало изделий, которые выполнены в этом стиле. В Загорском музее содержится несколько экспонатов прялок, которые были расписаны самыми известными творцами. Их создали Кузнецов Филипп Федорович и его сын Кузнецов Федор Филиппович.

Также рекомендуем вам почитать статью: Борецкая роспись: история, символика элементов

При желании вы можете обучиться этому народному мастерству. Ведь изделия, созданные вручную, тем более в таком старинном стиле, ценятся больше всего!

Еще по теме «Роспись по дереву»:

Просто расписаться)

У них же там время росписи все занято. Если будет где-то окошко, то можно попросить добрую тетеньку. Мы сказали, что уезжаем и уже куплены путевки и нас расписали в нужный нам день.

поделки из янтаря/янтарного песка

Материал декораций выбирается в зависимости от предполагаемой жесткости воды в вашем будущем аквариуме. Знаю, что сейчас, в межвремение между поделками из природных материалов и Новогодними игрушками, опять просят сделать поделки по правилам дорожного…

прибор для выжигания по дереву

Раздел: Игрушки и игры (аппарат для выжигания по дереву для детей со скольки лет). Может кто-то подскажет: ребенку 5 лет, хочу подарить ему набор для выжигания по дереву.

костюм дерева

костюм дерева. вчера меня младший обрадовал, что он в школьном спектакле дерево. убицца веником. я единственное, что сообразила, что у него есть коричневые брюки. все. какие еще…

Обучение росписи

Обучение росписи. Творчество. Образование взрослых. Мы покажем Вам как с помощью росписи декорировать обычных вещей и добавить новых красок в вашу жизнь.

Роспись полукистевая

Роспись полукистевая. Всегда считала, что рисование не мое и не для меня. Занесло меня как-то на курсы росписи и уже с первого занятия я ушла с вот такой красотой, сделанной…

как извести иву

как извести иву. Борьба с сорняками. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Можно ли самим расширить подоконники?

У меня были деревянные подоконники, поэтому наращивать их пластиком — не лучший вариант. 06.10.2008 10:07:06, Polett. У нас основоной подоконник бетонный… И стена под ним тоже.. И окна деревянные .. На пластик менять не собираюсь пока…

Костюм Сосны — где или как?

Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще В одевание плоских кукол в бумажные костюмы (не знаю, есть ли название у такой игры).

Чем покрыть рисунок из гуаши?

Сестра сделала красивый подарок дочке, — в виде рисунка, выполненного гуашью, по дереву. Как начать заниматься изобразительным искусством вместе с ребенком: готовимся к рисованию.

кухня — МДФ или МАССИВ?

да дерево само по себе помпезно. Мы когда думали где делать кухню — в гостинной или на кухне — у нас было 2 проекта. Ламинированные МДФ сопротивляются износу и чистятся намного легче, чем лакированное дерево. У нас вокруг некоторых ручек, которые часто используем, не…

Краски для дерева

Краски для дерева. Ребенок совершенно неожиданно заинтересовался матрешками. Заказаны деревянные болванки для росписи. Но я не знаю: -какими красками это можно делать…

как покрасить рамку?

Задача. нужна бледно-зеленая потертая рамка. Есть деревянная. надо покрасить. Как? Покрасить в белый, потом в зеленый, пройтись шкуркой…Или наоборот нижний слой зеленый? Или просто зеленым по дереву и шкуркой (или железной щеткой)?.

помогите слепить дерево!

Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам

Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки

Технология оклеивания пленкой.

Технология оклейки поверхностей моющейся пленкой. Последние пять-шесть лет в продаже имеется огромный выбор Подготовка поверхности заключается прежде всего в очищении и обезжиривании. Причем что самое удивительное, в ванной шкаф из такого же материала, я…

Как называется итальянское дерево?

Как называется итальянское дерево ?. Правильное название цветов.. Цветоводство. Лечение косметологических проблем с помощью компонентов морской среды называется Из дерева – своими руками : выбор материала и подготовка поверхности.

Особенности красящих материалов

Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:

  • гуашевые;
  • акварельные;
  • акриловые;
  • анилиновые;
  • масляные.

Гуашевые

По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:

  • легко наноситься на поверхность;
  • после высыхания не стираться, не растрескиваться.

Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.

Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.

Акварельные

Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:

  • ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
  • после высыхания прочно держаться.

Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.

Акриловые

Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.

Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.

Масляные

Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.

Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:

  • дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
  • прочные, после высыхания их удалить невозможно.

Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.

Анилиновые

Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:

  1. Ими легко рисовать.
  2. С ними можно получить множество красивых оттенков.
  3. Стоят недорого.

Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе

А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Каргопольская роспись

Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.

Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.

Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.

Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации