Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Служебная дистанция: как пройдут пасхальные дни в столичных храмах

Порядок совершения

Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца (посолонь). Участвующие в нём священно- и церковно- служители идут попарно в полном (не всегда) облачении, во время шествия поётся молебный канон. Неотъемлемой принадлежностью ходов издревле были крест и «возженные светильники и кадильницы»; затем присоединилось (в связи с участием в ходах императоров) «ношение священных знамён, или хоругвей, на которых также были изображаемы некоторые события из истории христианства, и которые неслись впереди совершаемого крестного хода». Также с древних времён в крестных ходах носились Евангелие и иконы. Чинопоследование крестных ходов, по большей части «состояло в противогласном (попеременном) псалмопении»[источник не указан 874 дня].

Состав песнопений на крестных ходах может быть очень разнообразным, в зависимости от возможностей и желания поющих:

  • Трисвятое,
  • Иисусова молитва,
  • Господи помилуй,
  • ектения,
  • канон (песнопение),
  • стихиры,
  • тропари,
  • кондаки,
  • величание,
  • запевы и припевы,
  • акафисты,
  • псалмы и антифоны,
  • народные кантики,
  • и другие молитвы и песнопения[источник не указан 874 дня].

В XX веке в Русской православной церкви появилась форма неканонического крестного хода («крестного лёта») с использованием технических средств, подразумевающая перелёт с иконой на самолёте группы священников, совершающих в местах остановок богослужения:

  • Фомин, Сергей Владимирович (историк) сообщает, что 8 декабря 1941 года чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был на самолёте обнесён кругом Москвы и спас Москву от врага. А 9 декабря, после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобождён и город Тихвин.
  • с 14 по 19 июня 1999 года состоялся самолётный крестный ход вдоль границ Российской Федерации в честь 2000-летия Рождества Христова.
  • с 23 по 25 апреля 2009 года состоялся вертолётный крестный ход по памятным и святым местам России, приуроченный к 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
  • В рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла на российский космический корабль «Союз ТМА-16» был доставлен список новгородской иконы «Знамение». Облёт иконой Земли в количестве 176 раз с 30 сентября по 11 октября 2009 года был объявлен крестным ходом.

Римско-католическая церковь

Католический диакон поёт Провозглашение Пасхи

В католическом литургическом календаре Пасхальное триденствие, состоящее из служб Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы, представляет собой вершину годового богослужебного круга.

Вечером Великой субботы совершается Навечерие Пасхи. Оно начинается с Литургии Света. Во дворе храма разводится костёр, от которого священник зажигает большую пасхальную свечу, «пасхал», и входит в храм, провозглашая «Свет Христа». От пасхала верующие в храме зажигают свои свечи. Свет пасхальных свечей символизирует христианское учение, призванное просветить мир. По окончании процессии диакон устанавливает пасхал на специальный подсвечник в пресвитерии и просит у священника благословения на провозглашение Пасхи, после чего подходит к амвону, с которого провозглашает древний христианский гимн «Провозглашение Пасхи» (Exsultet). Как правило, Exsultet провозглашается нараспев, в форме речитатива (в Liber usualis не нотирован). Кроме диакона его могут читать священник или чтец. Во время пения Exsultet верующие стоят в храме с зажжёнными свечами.

Во время Литургии Слова читается не три, как в обычные дни, а девять библейских чтений, семь ветхозаветных чтений призваны показать божественный замысел в отношении человечества от момента сотворения человека до пришествия Христа на Землю, чтения из Апостола и Нового Завета иллюстрируют события и значение Воскресения Христа в деле спасения людей. После ветхозаветных чтений поётся торжественный гимн Gloria, причём при исполнении гимна впервые с литургии Великого четверга звучит орган. С этого момента богослужение сопровождается звуками музыкальных инструментов. Перед евангельскими чтениями звучит торжественное «Аллилуйя».

В католической церкви сохраняется древний христианский обычай во время литургии пасхальной ночи проводить крещение взрослых. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почётным. Литургия Крещения следует сразу за Литургией Слова.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха. Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем Святым, после чего священник благословляет воду для крещения, трижды погружая в крещальную воду пасхал — пасхальную свечу.

Разведение пасхального костра перед началом Навечерия Пасхи

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский Символ веры, обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажжённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом.

После крещения следует Евхаристическая Литургия, проводимая обычным порядком, но сопровождаемая торжественными пасхальными песнопениями.

Заканчивается служба торжественным провозглашением «Христос воскрес», на что прихожане отвечают «Воистину воскрес» и крестным ходом вокруг храма.

Католические пасхальные библейские чтения

Пасхальный крестный ход в соборе Святого Марка (Венеция)

  • О сотворении мира и сотворении человека (Бытие)
  • О жертве Авраама (Бытие)
  • О переходе через Красное море (Исход)
  • О Новом Иерусалиме (Книга пророка Исайи)
  • Пророчества о спасении людей (Книга пророка Исайи)
  • Об источнике премудрости (Книга пророка Варуха)
  • О новом сердце и новом духе (Книга пророка Иезекииля)
  • О крещении во Христа(Послание к Римлянам, гл. 6)
  • О Воскресении Христа (Евангелие от Матфея, гл. 28)

Пасхальные торжества

Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — в церковных канонах считаются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее дней, и празднуется «как един день». В это время ежедневно проводят торжественные богослужения, открывают Царские врата (двери в алтарь), которые в обычные дни закрыты, и повсюду звонят колокола.

Пасхальное торжественное богослужение начинается в ночь на Светлое воскресенье, обычно около 23:00, и длится несколько часов. Первая его часть называется полунощница, во время которой в алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там 40 дней, до Вознесения Господня.

О начале праздника возвещает колокольный звон, именуемый благовест. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) — против хода Солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. При этом крестный ход также символически повторяет шествие к гробу Христа жен-мироносиц, которые первыми и узнали о чуде воскрешения.

Во время богослужений произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Затем служат божественную литургию и освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. Во время служб Светлой недели хлеб лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а между богослужениями — перед открытыми Царскими вратами или иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на пасхальной неделе ежедневно, артос обносят вокруг храма, затем возвращают на прежнее место. В Светлую субботу освященный хлеб делят между всеми участниками богослужения.

Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые одежды. Основные цвета пасхальной службы — белый и красный: первый символизирует божественный свет, второй — любовь Бога к роду человеческому.

Зачем освящать куличи, яйца, продукты?

Прийти на Пасхальные Богослужения в день Воскресения Христова, отметить торжество Пасхи в храме – обязательно для каждого верующего православного. После службы, выйдя из Божьего дома прихожане поздравляют близких, трижды целуют друг друга, дарят подарки в виде пасхальных яиц, как и много веков до этого. Обряды, которые считаются символами Пасхи – её неотъемлемые элементы.

Есть история о том, почему на праздник необходимо красить яйца именно в красный, а не какой другой цвет. После того, как стало известно о Воскресении Христа Мария Магдалина пошла сказать о событии римскому императору. Тогда им был Тиверий. В качестве дара она вручила куриное яйцо. Правитель поверил ученице Иисуса и сказал, что этого не может быть, как и того, это яйцо само по себе станет красным, что тотчас же и случилось. С тех пор – оно символ веры христиан.

Главный праздник православных Пасха –  ежегодно проводится в память о Воскресении Иисуса Христа. В этот день Божий дом обязательно должны посетить все верующие, приобщится к торжеству.

Подготовка к Пасхе

Подготовка к празднику начинается во время Страстной недели — последней недели Великого поста. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Особенное значение в церковном календаре имеют четверг, пятница и суббота. Страстной, или Чистый четверг, связан, в первую очередь, с воспоминаниями о Тайной вечере, во время которой Христос установил главное церковное таинство — Святое причастие. Поэтому в этот день верующие приходят в храм и причащаются. Во время богослужения в кафедральных соборах совершается особый обряд (чин): архиерей моет ноги 12 священникам или монахам в память о том, как Христос омыл ноги своим ученикам, показав им пример смирения. Кроме того, в этот день принято наводить порядок в доме, приступать к выпечке пасхальных куличей и крашению яиц.

В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа, литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом плащаницы (ткань с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа). Затем священнослужители читают канон, известный как «Плачь Богородицы». Страстная пятница — единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. Предписан особенно строгий пост, вплоть до полного воздержания от пищи.

Суббота — последний день поста и одновременно канун Светлого воскресенья. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа и его сошествии в ад, откуда он вывел души праведников. В православных храмах до начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Правила и особенности Пасхального Крестного хода

Зрелищное шествие обязательно проводится во всех храмах страны. Проходит крестный ход на Пасху 2020 года по тем же правилам, что и всегда. Во главе процессии идёт человек с фонарем в руках. Далее – священники с запрестольным крестом, образом Девы Марии, Евангелием и другими реликвиями. За ними следуют церковный ход и прихожане со свечами в руках. Люди идут попарно. После того, как все участники действия выходят из храма, его двери запирают.

Участники процессии обходят храм три раза, каждый раз делая остановку у его закрытых ворот. Эта традиция – символ отбрасывания камня, закрывавшего Гроб Господень. Ворота церкви открываются только после завершения третьего круга. Паства произносит фразу «Христос Воскресе» и возвращаются внутрь для продолжения службы. Так завершается шествие и начинается заутреня.

Римско-католическая церковь

Католический диакон поёт Провозглашение Пасхи

В католическом литургическом календаре Пасхальное триденствие, состоящее из служб Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы, представляет собой вершину годового богослужебного круга.

Вечером Великой субботы совершается Навечерие Пасхи. Оно начинается с Литургии Света. Во дворе храма разводится костёр, от которого священник зажигает большую пасхальную свечу, «пасхал», и входит в храм, провозглашая «Свет Христа». От пасхала верующие в храме зажигают свои свечи. Свет пасхальных свечей символизирует христианское учение, призванное просветить мир. По окончании процессии диакон устанавливает пасхал на специальный подсвечник в пресвитерии и просит у священника благословения на провозглашение Пасхи, после чего подходит к амвону, с которого провозглашает древний христианский гимн «Провозглашение Пасхи» (Exsultet). Как правило, Exsultet провозглашается нараспев, в форме речитатива (в Liber usualis не нотирован). Кроме диакона его могут читать священник или чтец. Во время пения Exsultet верующие стоят в храме с зажжёнными свечами.

Во время Литургии Слова читается не три, как в обычные дни, а девять библейских чтений, семь ветхозаветных чтений призваны показать божественный замысел в отношении человечества от момента сотворения человека до пришествия Христа на Землю, чтения из Апостола и Нового Завета иллюстрируют события и значение Воскресения Христа в деле спасения людей. После ветхозаветных чтений поётся торжественный гимн Gloria, причём при исполнении гимна впервые с литургии Великого четверга звучит орган. С этого момента богослужение сопровождается звуками музыкальных инструментов. Перед евангельскими чтениями звучит торжественное «Аллилуйя».

В католической церкви сохраняется древний христианский обычай во время литургии пасхальной ночи проводить крещение взрослых. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почётным. Литургия Крещения следует сразу за Литургией Слова.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха. Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем Святым, после чего священник благословляет воду для крещения, трижды погружая в крещальную воду пасхал — пасхальную свечу.

Разведение пасхального костра перед началом Навечерия Пасхи

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский Символ веры, обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажжённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом.

После крещения следует Евхаристическая Литургия, проводимая обычным порядком, но сопровождаемая торжественными пасхальными песнопениями.

Заканчивается служба торжественным провозглашением «Христос воскрес», на что прихожане отвечают «Воистину воскрес» и крестным ходом вокруг храма.

Католические пасхальные библейские чтения

Пасхальный крестный ход в соборе Святого Марка (Венеция)

  • О сотворении мира и сотворении человека (Бытие)
  • О жертве Авраама (Бытие)
  • О переходе через Красное море (Исход)
  • О Новом Иерусалиме (Книга пророка Исайи)
  • Пророчества о спасении людей (Книга пророка Исайи)
  • Об источнике премудрости (Книга пророка Варуха)
  • О новом сердце и новом духе (Книга пророка Иезекииля)
  • О крещении во Христа(Послание к Римлянам, гл. 6)
  • О Воскресении Христа (Евангелие от Матфея, гл. 28)

История

В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии. Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа:

мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и воскресения. (Рим. )

В жизни новокрещённых активно участвовала вся церковь. В IV веке, когда институт оглашенных потерял своё значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе.

В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед утреней и Литургией.

С тех пор в византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от «крещальной литургии»:

  1. чтение на Вечерне, совершаемой непосредственно перед собственно литургией, пятнадцати паремий (ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
  2. апостольское 91-е зачало (Рим. ) и евангельское 115-е зачало от Матфея (Мф. ), наиболее близко повествующее о Воскресении, чту́тся только на литургии Великой Субботы. Оба эти зачала литургии взяты с таинства крещения;
  3. пение вместо Трисвятого крещального гимна «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуия.» (крещенные входили в храм).
  4. переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех.» по чтении Апостола.

В католицизме древний обычай крещения взрослых на Пасху сохранился. Обряд крещения проводится в ходе Пасхальной Литургии между Литургией слова и Евхаристической Литургией. В православии в настоящее время обычай крещения взрослых на Пасху вновь возрождается, но, как правило, из-за удаленности баптистерия — крещальной купели, крещение проводят отдельным чином в Великую Субботу или на Пасху днём.

Протестантизм

В традиционных протестантских течениях лютеранстве, англиканстве и пр. пасхальные праздники также являются кульминацией богослужебного года.
В лютеранских храмах чин богослужения разнится в разных областях, а иногда и в пределах одной области — от очень пышных богослужений Швеции до крайне аскетичных в центральных землях Германии. деноминации, в том числе и ранние реформатские церкви (кальвинисты) отвергают празднование Пасхи как испорченное языческим влиянием (также как Рождество).

Традиционные протестанты празднуют Пасху по григорианскому календарю. Более поздние, напр. баптисты, пятидесятники и неохаризматики, руководствуются тем, как принято в данном обществе. Свидетели Иеговы отмечают Пасху по еврейскому календарю 14 нисана, как воспоминание смерти Христа.

В подобном случае, вообще говоря, косвенная речь в разных языках может рассматриваться по-разному Кошевая И.Г. Грамматический строй современного английского языка. — М., 1978. — С. 178..

Что такое крестный ход?

крестный ход Никольский храм Торжок

Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом в начале  процессии, иконами и хоругвями (флагштоками с изображением Иисуса Христа и  Богородицы), Евангелием и другими святынями. Крестный ход это не было праздное провождение времени. Он считается  литией, то есть усиленным молением. Во время крестного хода читается Евангелие, произносились ектеньи (молитвенные прошения), поются церковные  песнопения. Участники крестного хода несут с собой иконы, кресты, хоругви.

Зачем нужен крестный ход?

Во время крестного хода помолиться может больше людей, чем помещается в  храме. Участие в крестных ходах большого числа духовенства, священных предметов,  икон, верующих как бы объединяет небо и землю, простых смертных и святых.  Крестный ход составляет видимое земное, над которым витает невидимый дух  благости Божией. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную.  Присутствие Креста Господня и святых икон и кропление священною водою  очищают воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляют темные силы и  приближают светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не  делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением.

Что делать во время крестного хода?

Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а  также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов  осуществляется молитва за все население города ли села. В 1892 году московский митрополит Филарет написал наставление «Как вести  себя во время крестного хода»: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй,  что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу…. Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к  себе Господа Бога и святых Его известных тебе образом молитвы. Не входи в  разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным  поклоном или кратким, только необходимым словом.

Как двигается крестный ход?

крестный ход Торжок

Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против  движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь).  Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, разрывающий мрак греховности.  За ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы  со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.  В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева  — икону. Во время хода участники не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не прерывалась  посторонними лицами, которые бы вошли в нее с боков.

Какие бывают крестные ходы?

Крестные ходы бывают регулярные (календарные, т.е. в честь церковных  праздников) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Что нельзя делать во время крестного хода?

Конечно же нельзя курить и\или находиться в нетрезвом состоянии. Нельзя толкать других, разговаривать на отвлеченные темы и тем более говорить по  телефону. Также категорически не приемлемы: реклама и агитация политических партий, движений или их членов; не допускается разжигание национальной розни,  нетерпимости или исключительности.

Комментарии: 3Публикации: 102Регистрация: 24-06-2016

Началом чего является крестный ход?

Пасха — это сложное событие, которое начинается с момента предательства Иуды и ареста Христа и заканчивается личной встречей воскресшего Христа с учениками. Все это вместе говорит о сути христианской веры, в конечном итоге торжествующей и ликующей, но требующей понимания, что радость о Христе воскресшем — это обязательно живая причастность к Христу воскресшему. Пасха не может быть радостью о чем-то отстраненном и тем более не может быть сведена к формальному участию в крестном ходе. Пасху нужно принять лично, нужно постараться так или иначе ее пережить.
Именно это принятие воскресшего Христа, начало соединения с ним и отражало в древности шествие новокрещенных христиан в храм на первое свое богослужение и Причастие, отголоском чего и является наш крестный ход вокруг храма. Все дело в том, что первые пять веков, когда закладывались основы православного богослужения, крестили новообращенных всего несколько раз в год и прежде всего на Пасху, прямо перед пасхальным богослужением. Все крещенные собирались вместе и торжественным шествием в белых облачениях, с зажженными свечами шли от места крещения к месту собрания христианской общины, где их встречали торжественным пением «те, кто во Христа крестились — во Христа облеклись!» Это было свидетельство, что крестившиеся во имя Христа теперь могут и должны причаститься Тела и Крови Христа, обрести единение с Ним. После этого входа начиналась подготовка к Причастию и вскоре вся община причащалась из рук епископа.
Тот давний обычай ушел навсегда. Ушли в прошлое и советские времена. Крестный ход стал общедоступным для всех, хотя и диковинным времяпрепровождением. Ночь, свечи, непонятное пение, красивые облачения священнослужителей — все это создает удивительный настрой, дает чувство причастности чему-то сакральному

Для многих — это очень важно, и слава Богу, что люди хоть так участвуют в церковной жизни. Но в том-то и дело, что по-настоящему к сакральному можно приобщиться только волевым усилием веры, только личным доверием Богу, а именно это почти невозможно увидеть в наших крестных ходах.
Пасхальные шествия в наши дни вновь обрели то место, которое имели всегда — они стали началом чего-то более важного, они не более, чем преддверие

Об этом говорит и то символическое осмысление, которое сформировалась за долгие годы церковной истории. Шествие вокруг храма со свечами и пением уподобляет нас ученикам Иисуса, пришедшим к закрытому гробу Христову. Обойдя вокруг храма, все останавливаются перед затворенным входом и только после некоторой паузы начинают славить Христа общеизвестными словами «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пропев эту молитву трижды, христиане не расходятся по домам, а входят в храм, где и начинается самое главное — пасхальное богослужение, венцом которого является Причастие.

Близится Пасха, а с ней и священная спасительная ночь Светлого Воскресения Христова.

В эту ночь еще с древних апостольских времен христиане бодрствуют и участвуют в крестном ходе.

Пасхальные торжества

Все 40 дней — с Пасхи до Вознесения — в церковных канонах считаются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее дней, и празднуется «как един день». В это время ежедневно проводят торжественные богослужения, открывают Царские врата (двери в алтарь), которые в обычные дни закрыты, и повсюду звонят колокола.

Пасхальное торжественное богослужение начинается в ночь на Светлое воскресенье, обычно около 23:00, и длится несколько часов. Первая его часть называется полунощница, во время которой в алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там 40 дней, до Вознесения Господня.

О начале праздника возвещает колокольный звон, именуемый благовест. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) — против хода Солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. При этом крестный ход также символически повторяет шествие к гробу Христа жен-мироносиц, которые первыми и узнали о чуде воскрешения.

Во время богослужений произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Затем служат божественную литургию и освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. Во время служб Светлой недели хлеб лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а между богослужениями — перед открытыми Царскими вратами или иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на пасхальной неделе ежедневно, артос обносят вокруг храма, затем возвращают на прежнее место. В Светлую субботу освященный хлеб делят между всеми участниками богослужения.

Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые одежды. Основные цвета пасхальной службы — белый и красный: первый символизирует божественный свет, второй — любовь Бога к роду человеческому.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

Вы прочитали статью Пасхальное богослужение. Читайте и другие материалы на эту тему:

Пасхальное богослужение: фоторепортаж

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации