Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Богородичные праздники

Введение во храм Пресвятой Богородицы-2017

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона на холсте

«Праздник Введения – это праздник каждого человека. Наши родители, да и вы впоследствии становитесь родителями, должны помнить: от избытка сердца глаголят уста. Что в вашем сердце? Какая ваша жизнь? То и будет передано вашему чаду. И если вы живете богоугодной жизнью, если вы соединяете свою жизнь с Богом, тогда благословен плод ваш, и чрево ваше, и память ваша и всей родословной из поколения в поколение – благословенна Богом. Поэтому постарайтесь благодарить за свои просьбы, желания, которые вы высказали Богу», – призвал всех православных митрополит Павел.

И добавил: «Часто мы просим Бога милости, здоровья, просим детей. Господь исполняет эти желания, дает возможность нам получить, что мы хотим. Но какая наша благодарность? Мы забываем ходить в храм, забываем поститься, забываем учить наших детей, внуков и правнуков богоугодной жизни. Мы стараемся более всего их соединить с лукавым и злобным миром, который впоследствии приносит страшные приговоры самой душе, приносит приговоры человечеству и всему миру. Мы видим, когда человек преисполнен всякой злобы и неправды, у него нет молитвы, у него есть только одно желание – насытится богатством, забрать у ближнего и уничтожить вокруг себя все, что казалось бы для нас унизительно и что может быть впереди нас. Но забыл человек несчастный, что если даже и мир приобрящет, все равно во гроб вселится. С чем ты предстанешь перед Богом?»

Иоаким и Анна получили известие от Архангела, что от их семьи произойдет спасение рода человеческого. «Вот на мгновение мы с вами остановимся, какое значение имеет Божья Матерь в нашей жизни. Первое – то, что Она была человеком, человеком безгрешным. И сегодня мы видим это также на примерах святых отцов, пустынников, затворников, мучеников, исповедников, которые настолько свою душу алчущую и жаждущую правды насыщают Божественной благодатью. Они соединяются. Они живут одной надеждой на встречу с Христом. Как говорил Иоаков Мученик: «Я ничего не хочу, пускай даже по отдельности суставы разрубывают и мое тело, но я буду с Тем, Кто меня создал, то есть со Спасителем мира». Второй момент – Адам согрешил, но здесь человек не в силе искупить грехи наши, поэтому нужна Божественная природа, соединенная с человеческим естеством. Поэтому приходит в мир Пречистая Дева, Которая дает возможность и согласие Духу Святому вселится в Ее утробе», – рассказал Владыка Павел.

«Да будет Мне по глаголу Твоему», – такой ответ Она дает принесшему Ей благую весть Архангелу Гавриилу. В то время, когда Она дала согласие Отцу Небесному, Дух Святой вселяется в Ее утробу. Ее сердце было чистейшим созданием. Она его настолько очистила послушанием, что Бог не погнушался войти в Ее утробу. И Тот, Кто невместимый, вмещается в Ее Девическом чреве.

«Для нас непонятным образом Христос рождается от Девы. Мы не можем понять. По рождестве Дева, по смерти жива. Как родить и остаться Девой? Это неподвластно человеческому уму. Но в силе Божественной любви для спасения человечества побеждаются естества уставы.

Господь преклоняется пред нами и дает возможность спасения. Новый Адам воскрешает Ветхого Адама. Новый корень, который получил жизнь из Пречистой Девы, дает новые плоды, новые стебли, новые ветви, которые радуют Творца Вселенной. Потому что обновлением Христовым, как сказал апостол Павел, что первый Адам – он был началом, после искушения, покорения дьяволу нашей с вами смерти и страданий. А Новый Адам положил начало воскресению всего человечества. Поэтому придет время – и мы с вами здесь, войдя в храм земной, мы мечтаем, просим Бога зайти в горний Иерусалим, в горний храм, где ждет нас Сам Спаситель», – отметил митрополит Павел.

Пречистая Дева Мария, однажды войдя в храм, Она осталась там навсегда и ждет верных чад Христовых, чтобы и нас упокоить и даровать райскую жизнь в Обителях Царства Небесного, подчеркнул он.

«Пускай образ праздника Введения послужит назиданием в нашей жизни. Святые Иоаким и Анна пускай будут примером для всех тех, кто не имеет детей, но просит – просите и дастся вам. Кто родил, отдайте их на служение Богу, полюбите Бога, паче нежели лукавый и злобный мир. Знайте – это сокровищница в Царстве Небесном, куда вы введете своих детей здесь на земле, они будут приносить вам радость в Царстве Небесном. Пресвятая Богородица, умоли Своего Божественного Сына, Который избрал Тебя в Матерь Себе и даровал нам молитвенницу и заступницу рода человеческого», – попросил настоятель лавры.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.

Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.  

Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

Суть праздника

Иоаким и Анна, будущие родители Пресвятой Богородицы, много времени провели в молитвах о рождении ребенка. Они пообещали Господу, что если родится ребенок – они отдадут его на служение Богу. В скором времени их просьбы исполнились, и появилась на свет Мария. Когда девочке исполнилось три года, родители собрались исполнить данное обещание. Одели дочь в красивые одежды, созвали всех родственников и, распевая священные песни и держа в руках зажженные свечи, выдвинулись из Назарета в Иерусалим. Через три дня пришли они к храму, где встретил их первосвященник Захария (по преданию – отец Иоанна Крестителя) с другими священниками.

15 крутых ступенек, из которых состояло крыльцо (именно столько псалмов распевали священники перед входом), юная Мария преодолела легко и быстро. Тогда Захария принял Пресвятую Деву и отвел ее в Святая Святых – святилище храма, куда только первосвященник мог входить один раз в год. Такое событие являлось нарушением Закона благочестия и вызвало у всех находящихся в храме большое удивление. Но никто не знал, что Захария это сделал по внушению свыше – ему явился ангел и открыл тайну о будущем Марии.

До 14 лет Дева Мария находилась в храме, где постоянно молилась, изучала Священное писание, училась рукоделию у старших сестер. Но по достижении этого возраста она должна была покинуть храм и выйти замуж. Но Мария отказалась, сказав, что посвящена Богу с рождения. Священники были озадачены, ведь в храме оставить девушку было нельзя, но и насильно замуж не выдать. Обратились они тогда с молитвой к Всевышнему, чтобы указал он им волю свою и верный путь. Тогда к первосвященнику спустился ангел и рассказал, что нужно собрать всех неженатых мужчин «колена Иудова из дома Давидова», чтобы среди них Господь указал, кем быть хранителем Девы Марии. Для этого им нужно было принести посохи, которые Захария поставил во Святая Святых. Спустя некоторое время он увидел, что посох вдовца Иосифа расцвел, а на нем сидела голубка. Так Мария и Иосиф обручились и вернулись из Иерусалима в Назарет.

Иконография

Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина — уверенно преодолевает 15 больших ступеней лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья. Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Согласно апокрифическому рассказу изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в Храм. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота приводятся следующие указания по написанию икон, посвящённых данному празднику:

История возникновения церковного праздника

Дата праздника не является переходной, то есть не зависит от перемены количества дней в году, является предустановленной. Новый стиль определяет дату празднования 4 декабря, по старому стилю она выпадала на 21 ноября.

События, которые положили начало установлению даты, описаны религиозной литературой. Они были изучены церковными историками по сохранившимся апокрифам:

  • сочинения Георгия Никомидийского;
  • учения Феофилакта Болгарского;
  • описания патриарха Терновского.

Они переведены на русский язык и повествуют о событиях, начиная с описания жизни Святой Анны. Она была женой Святого Иоакима и состояла с ним в бездетном браке на протяжении долгих лет. Источники утверждают, что перед зачатием к Святой Анне явился ангел и возвестил ей о ближайшем рождении ребенка. Она пообещала ангелу, что отдаст дитя для служения Богу, как ценный дар.

На протяжении 3 лет после рождения Марии Святая Анна и ее муж Иоаким воспитывали девочку в соответствии с четкими представлениями о христианстве. Когда девочке исполнилось три полных года, мать и отец взяли ее за руки и повели во храм.

По некоторым источникам, перед этим Иоаким позвал нескольких непорочных девушек иудейских и попросил их зажечь светильники по пути следования семьи. По его словам, этот акт возвещал о бесценном даре. Иоаким также хотел, чтобы дочь не знала сомнений, стремилась исполнить предначертанное ей и любила свой нелегкий выбор.

Некоторые древние апокрифы свидетельствует о том, что Марию встретил первосвященник Захария. Он поставил девочку на первую ступень высокой лестницы и осенил крестным знамением. По преданию, девочка взбежала по лестнице, забыв о родителях, не ведая страха или опасения.

По источникам, Мария прожила рядом с непорочными девами иудейскими около 12 лет. На протяжении этого времени она усердно молилась, читала священные книги, занималась рукоделием. Молитвы начинались задолго до начала дня и заканчивались только для того, чтобы заняться усердной работой.

Григорий Никодимийский утверждает, что на протяжении жизни во храме Мария не прекращала общаться с ангелами, полностью осознавала свою будущую судьбу.

Праздник Введения был широко популяризирован с начала IX века, а с XIV века он прочно вошел в число важнейших праздников после Пасхи. Уже в XV веке Введение Богородицы отмечалось наравне с остальными двунадесятыми праздниками.

Что такое церковный праздник?

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери

Далее, согласно иерархии церковных праздников, следуют Великие праздники. К ним относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

История праздника

Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы входит в число двунадесятых праздников и имеет устойчивую дату в церковном календаре.

Появление этого празднования относится к деятельности императора Юстиниана I, который построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь в честь Пресвятой Богородицы.

В VIII веке этот праздник мы находим в некоторых месяцесловах, но с крайне скудными сведениями. Вероятнее всего празднование совершалось без особой торжественности. Зато с XIX века праздник получает широкое распространение на Востоке. А в число двунадесятых праздников он входит только после XIV века.

«Этот праздник напоминает нам, что все христиане должны подниматься по духовной лестнице, на которую были поставлены в таинстве Крещения, начиная с первой ступени и идя к совершенству – к Святая Святым. Господь всех нас ждет с покаянием и желанием спасения. Праздник Введения находится в самом начале Рождественского поста, и духовный смысл заключается в том, чтобы подобно Богородице очистить и освятить свою душу мог каждый из нас, обновить свою волю, чтобы новая, вечная жизнь и всепобеждающая любовь смогли зародится в нас и мы достойно подошли к празднованию великого праздника Рождества Христова», – рассказал митрополит Павел.

Киево-Печерская лавра – это прообраз Сионской горницы, той Иерусалимской палаты, откуда апостолы расходились на проповедь, получив благодать Святого Духа, а с Киево-Печерской лавры выходили священники, епископы, которые разошлись по всей Руси, и не только, с проповедью о Христе. И сегодня наши священнослужители проповедуют Евангелие всему миру более чем в 250 странах.

Watch this video on YouTube

«Учебу здесь проходили и греки, и болгары, и сербы, которые напитали алчущую и жаждущую душу Духом Святым. Первый храм, который был на Святой Руси – это храм Успения Божьей Матери, вначале деревянный. Но когда преподобный Антоний поселился в пещере на территории нынешней лавры, был основан храм пещерный в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Где мы совершаем очень часто литургию – ночью, утром. Где совершаются молебны. Потому что этот храм – это храм, где соединяется земля и небо, и где мы получаем Божью благодать с неба до земли. И сегодня мы находимся в маленьком подземном Царстве Небесном, где мы с вами видим святых угодников Божиих, которые в это время находятся перед престолом Божиим и молятся за нашу Церковь, за нашу страну, за весь народ, за весь мир. Мы также видим святые мощи, которые как губка напитались благодати Святого Духа и их не коснулось тление. Был верным на земле, стал достойным на Небе. И сегодня этот храм дает людям ту благодать и силу, которая немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – отметил в завершение Владыка Павел.

Духовничество

В процессе воцерковления важнейшую роль играет качество духовного руководства. Однако именно оно-то и было дискредитировано эпидемией младостарчества. Чтобы прочистить промытые младостарцами неофитские мозги, началась разъяснительная работа, которая, как это обычно бывает при внедрении в жизнь идеологических установок, не отличалась глубиной и утонченностью разработок. Было в 1998 г. соответствующее Синодальное постановление (которое мало кто читал), в столичных книжных лавках появились толково составленные сборники на эту тему (но насколько они распространились по приходам?), а все остальное – более или, как правило, менее удачные интерпретации.

Взять хотя бы проблему определения пределов духовного руководства. В период бурления пастырской активности на возникавших один за другим приходах о чем только не рассказывали взыскующие духовного руководства, напоровшиеся на «младостарчествующих» батюшек.

Помню, как один пылкий москвич, вдохновленный идеей всецелого послушания, доказывал мне, что благословение надо брать буквально на каждый чих. А сколько девушек и молодых женщин с вытаращенными глазами рассказывали о священниках, проявлявших какое-то странное, чтоб не сказать патологическое, любопытство к подробностям их интимной жизни!.. Отсюда вполне понятна сформировавшаяся противоположная крайность, выражающаяся в отгораживании мирян от какого бы то ни было духовного руководства, в утрате ими понимания ценности добродетели послушания и в уклонении даже от жизни по совету. Крайность понятная, но от этого не менее порочная.

Более того, нерасположенность не то что к послушанию, а к элементарной дисциплинированности наблюдается даже среди нового поколения насельников и насельниц монастырей, но это отдельная тема, которую нам сейчас рассматривать не по формату.

Я как-то спросил своего духовного отца, прот. Владимира Залипского, что такое Священное Предание? К тому времени я уже, по-моему, заканчивал семинарию и служил диаконом, катехизическое определение знал, но мне было интересно, что он скажет. А он в ответ вспомнил, как задал тот же самый вопрос своему духовнику. И тот ему ответил: «Священное Предание – то, чему я научился у своего духовного отца».

Вот так: обобщенно, лаконично и точно по сути. Именно духовник молитвой и советом не только помогает неофиту воцерковляться, но поддерживает всех своих чад в их единении с Церковью, или, лучше сказать, их жизнь в ней.

Надо сказать, что о. Владимир буквально убегал от жаждавших отдаться ему в полное послушание. Себя он называл «столбом с указателями», благословляя на волю Божию и даже советы избегая давать без спроса и крайней нужды, всякий раз стараясь это сделать исключительно мягко, обходительно, ненавязчиво, повторяя: «Где Бог, там свобода». И только если видел, что человек в самом деле хочет услышать от него исчерпывающий ответ и поступить по его совету, говорил вещи порой насколько неудобоваримые, настолько же и целебные.

Однажды я его спросил, верно ли говорят, что он отвечает людям то, что они хотят услышать: «Нет, неправда, – был ответ. – Я могу просто ничего не сказать, промолчать, когда вижу, что человек не расположен меня слушать. Но это если речь не „о жизни и смерти“. А если „о жизни и смерти“, то и скажу, и повторю, и раз, и два, и сколько надо».

Вот уж кто был тем самым пастырем, который оставляет пастись в горах 99 овец и отправляется на поиски одной пропавшей. Нет, он не бегал ни за кем

Но особое внимание и деликатную заботу проявлял о тех, кто еле-еле держался в Церкви. Мы, его духовные чада, знали: если он без особо крайней нужды отвечает что-то болезненно задевающее за живое – это очень хороший признак: значит, можешь понести с пользой для души

Традиции

В народе название праздника связывали со словом «ведение» («водятся волки», «водили Варвару»). Когда как придётся — или «толстое леденье», или «Введенье ломает леденье». Через Введенские ворота, мол, проводит зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому, мол, и оттепели на Введение. Когда на Введение ожидался мороз, то все грядущие праздники ожидали морозными.

Но чаще зима наступала и устанавливался санный путь, поэтому на Введенье начинались зимние гуляния — совершались катанья на санях. Начинались они с обряда «казать молодую». В семью, где были молодожёны, собирались родные и знакомые смотреть выезд молодых. Выезду новобрачных предшествовало небольшое столованье, прерывавшееся «на полустоле», чтобы закончиться после возвращения поезда новобрачных во двор. Отправлявшиеся на гулянье молодые должны были переступать порог своей хоромины не иначе, как по вывороченной шерстью вверх шубе. Свёкор со свекровью, провожая невестку на первое санное катанье с мужем-молодым, упрашивали-умаливали всех остальных поезжан-провожатых уберечь «княгинюшку» от всякой беды».

Ребята, катаясь с горок на санках, в этот день пели:

В деревнях Мозырско-Припятского Полесья на Введенье варили вареники с ягодами. В один вареник могли положить монетку: «кто копейку найдёт — будет счастлив».

Этот день был особенно почитаем женщинами: он считался освящённым силой, покровительствующей их судьбе, их жизни, их работе. «Введение — праздник баб».

На Черниговском Полесье девчата-белоруски, укладываясь спать накануне праздника, загадывали: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». И надеялись во сне увидеть хату будущего мужа.

В некоторых регионах Украины на Введение начинались отдельные виды работ, дабы они спорились, да ладились в течение всего года. В Черкасской области в старину[когда?] некоторые женщины в полночь под Введенье садились голыми на пороге двери в сени и пряли самосевную коноплю, «щоб прядиво пішло на руку».

На Подолье, утром на Введенье, хозяйки осыпали своих коров конопляным семенем и смазывали маслом вымя — «чтобы давали много молока». А «чтобы была густая сметана» — варили из муки густой кисель и кормили коров. Чтобы никто не отобрал «живности», окуривали коров и овец ароматными травами, приговаривая при этом заклинания.

В восточных областях Украины в XX веке бытовал старинный обычай среди «дивчат-чаровниц» святить воду в ночь на Введенье. С этой целью девушки собирались в таком месте, где три ручья сходились в одно русло. Набрав воды в кувшин, зажигали два полена, а когда огонь хорошо разгорался, держали их над глиняной миской и лили воду так, чтобы она проходила между двумя огнями. При этом говорили заклинания. Они верили, что такая «святая» вода годится для того, чтобы приворожить парней.

Украинские крестьяне верили, что «до Введенья можно копать лопатой землю, а с этого дня и до Благовещения нельзя, потому что земля покоится и на лето силы набирается»; «от Введение в Девятого четверга (девятый четверг после Рождества Христова) нельзя бить бельё вальком, так как это повредит ниве и приведёт летом бурю на поля»; «посконь надо трепать до Введенья, а тот, кто их треплет после этого праздника, навлекает бурю на поля, а на себя пренебрежение людей».

Ещё одно название дня — «Видение» (укр. Видіння). На Слобожанщине крестьяне говорили, что в этот день Бог отпускает праведные души посмотреть на своё тело: «Душа видит своё тело, поэтому и Видение».

У южных славян на Введенье запрещалось прикасаться к острым предметам, чтобы предохранить скот от волков.

Примечание

  1. Часть , включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому.
  2. Catholic Encyclopedia (1913)/Feast of the Presentation of the Blessed Virgin Mary
  3. См. Старостильные церкви
  4. Жития святых (Димитрий Ростовский)/Ноябрь/21 «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии»
  5. «Там первосвященник Захария отвел Пречистой Деве место для молитвы. Всем же прочим девам, живущим во храме, по свидетельству св. Кирилла Александрийского и св. Григория Нисского, отводилось место для молитвы между церковью и алтарем… Трехлетняя отроковица, Пречистая Дева Мария, как сказано, была отдана в помещение для девиц, при чём к Ней приставлены были девицы, по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица с младенчества научилась и писанию и рукоделию вместе.» (Димитрий Ростовский. «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии»)
  6. Димитрий Ростовский. .
  7. Catholic Encyclopedia (1913) Feast of the Presentation of the Blessed Virgin Mary

Традиции

Праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке. Русский народ сократил полное название церковного праздника до первого слова – «Введение» – ассоциируя его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала – в данном случае начала настоящей зимы. «Введенье пришло – зиму привело», – говорили люди. Другие названия праздника: «Ввезение», «Ворота зимы», «Праздник молодой семьи».

Верили, что 4 декабря по улицам проезжает сама Зима – в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своим дыханием она морозит воздух, рисует снежные узоры на окнах. Мороз и солнце в этот день считались хорошим знаком: это означало хороший урожай хлеба следующим летом. «Сильная зима – готовь закрома», – так говорили по этому поводу. Если же погода выдавалась пасмурной и теплой – на плодородный год не надеялись.

По Введенью судили и о предстоящей погоде – особенно той, которая ожидалась на приближающиеся праздники. Согласно приметам, если этот день окажется морозным, то и все рождественские дни будут холодными.

С этого дня начинались зимние торги – Введенские ярмарки. Главным товаром на них традиционно были сани. Также на Введенье совершали пробные выезды на зимнем транспорте. Начинали гулянье обычно молодожены, которые усаживались в расписные сани. Правил лошадьми, как правило, молодой муж, подпоясанный ярким кушаком. Невеста, под стать мужу, также наряжалась в лучшие одежды.

На Введенье приходится Рождественский пост, также известный как Филиппов. В этот день разрешается есть рыбу.

Литература

  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Коринфский А. А. Введенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 489—494.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Введение / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 293. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  •  (белор.)
  •  (укр.)
  •  (укр.)
  •  (серб.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит  Евангелие.  «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла,  как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации